Алеканд Тяпочкин aka AlexSander | illustrilla

Александр Тяпочкин aka AlexSander

Александр Тяпочкин aka АlexSander живет и работает в Москве. Занимается графическим дизайном, иллюстрациями, арт проектами. Последние 8 лет работает фрилансером. До этого 6 лет проработал в разных дизайн студиях и рекламных агентствах, в том числе международных.

Мы поговорили с Александром о том как рождается истинная профессия, профессия-иллюстратор, а также попросили задать вам задачу, которая наполнит желанием жить, творить и радоваться тому, что происходит вокруг!

19779124268_0932b2c1c5_b

Есть мнение, что среди дизайнеров довольно много выходцев из IT, вы — яркий пример. Много ли у вас таких знакомых коллег? На кого вы учились? Часто ли применяете навыки айтишника?

Да, это верно подмечено. Мой путь идет из IT. Как ни странно, в 90-е и 00-е дизайнерами начинали те, кто умел работать на компьютере. А это были именно специалисты из сферы IT. Сначала я учился в колледже по направлению «Автоматизированные системы числового программного управления», проще говоря промышленные роботы. Закончил, кстати, с красным дипломом. Потом был университет, я тогда учился на факультете Информационных технологий. У нас был обзорный курс по компьютерной графики, там то я и узнал, что есть дизайнеры, которые делаю рекламу, сайты и все прочее. Это меня увлекло очень сильно.

Потом я переучивался на дизайнера. Прошел несколько курсов. Начинал работу с верстальщика в полиграфии. Далее постепенно перешел в более творческие проекты. В то время, особенно во времена работы в дизайн студиях, у меня была куча знакомых, которые пришли в дизайн подобным путем.

Знания связанные с программированием я вообще не применял. Меня не очень интересовал и веб-дизайн. А были интересны в области полиграфии, рекламы, упаковки. Потом еще долгое время работал дизайнером по упаковке. Это направление в дизайне у меня до сих пор самое любимое.

Гораздо позже, где-то в 2008-м мне захотелось найти свой стиль, и я увлекся иллюстрацией и стал делать проекты как иллюстратор или художник.

Сейчас я на фрилансе, совмещаю работу графического дизайнера, иллюстратора, художника. Мне интересно переключаться между разными задачами и делать разные проекты в своем стиле или по заказу клиента.

Если вернуть время назад, куда бы вы пошли учиться?

Я не склонен думать о том, что в моей жизни было что-то не так. Мне вообще ничего не хочется менять в прошлом. Я предпочитаю больше думать о настоящем и будущем. В прошлом было все прекрасно. Я прошел интересный путь, встретил много творческих и увлеченных людей. И этот опыт я ни на что не променяю. Возможно, я бы и не пришел в дизайн если не имел образование в сфере IT. Ведь именно в то время и в том месте такой путь оказался успешным для многих. А образование в сфере дизайна в России тогда практически вообще не было. Так что все постигали сами.

Кстати, где-то между IT и дизайном у меня был еще период когда я много занимался музыкой. Играл в группе на бас гитаре. Мы записывали альбомы, гастролировали и постоянно выступали в клубах. Играли достаточно тяжелую гитарную музыку. На самом деле это был практически хардкор). Это тоже, конечно, повлияло на творческое развитие и круг общения. Со многими из той тусовки я поддерживаю контакт и сейчас.

Про сегодняшний день. Что, если не искусство?

Думал минут пять …. Не знаю. Правда, ответ не приходит. Все, что приходит в голову, все, чем я мог бы заниматься так или иначе связано с искусством, творчеством, ремеслом. Если не дизайн и иллюстрации, то, наверное, была бы музыка или что-то ремесленное с деревом, например.

Как чаще случается, вы находите заказчика или он вас?

Когда я переходил на фриланс, то я был вынужден много времени посвящать поискам заказов. И могу сказать, что гораздо лучше, когда клиент находит исполнителя. Бывали случаи, когда я сам отправлял клиенту предложение о сотрудничестве. Но, обычно на это не было ответа или работа шла не лучшим образом.

Но все происходит гораздо интереснее и продуктивнее, когда клиент находит подходящего исполнителя. В этом случае он (клиент) заинтересован в стиле художника, доверяет его вкусу и приходит готовым к тому, что делает автор.

Сейчас я стараюсь рекламировать себя всеми доступными мне способами и делаю все, чтобы разные потенциальные клиенты сами заинтересовались мной. Но я больше никому не навязываю свои услуги.

Так что, клиент находит меня сам в 99% случаев, но я делаю все возможное, чтобы он нашел именно меня.

Расскажите о себе сегодняшнем. В какой области проявлявляется больше всего ваше мастерство? Чем занята ваша голова сейчас?

Если говорить о сегодняшнем дне, то у меня подтвердилось участие в большой Московской выставке Faces and Laces. Она посвящена уличному современному искусству. Самая крупная в России выставка по этой тематике. Мне очень близко и интересно это направление, и мои иллюстрации пересекаются по стилю с граффити и стрит артом. Поэтому я подал заявку на участие, ее одобрили. К августу я буду готовить несколько работ, специально для этого мероприятия. Этим моя голова занята постоянно в фоновом режиме. Кроме того, у меня постоянно идут коммерческие проекты в области графического дизайна и иллюстрации, поэтому особо не расслабишься. Приходится успевать везде. Так что, в основном я занят работой. Но это только половина времени. Другую часть я отдаю семье. 4 года назад у меня родился сын. Я много времени провожу с женой и ребенком. Мы путешествуем. Часто бываем в разных парках Москвы, катаемся на самокатах, посещаем выставки и разные мероприятия. Так что роль отца для меня сейчас тоже очень интересна.

Александр Тяпочкин aka Alex Sander | illustrilla

Дизайн — это вдохновение или упорная работа?

Да, кто-то сказал, что 90% успеха, это упорный труд и только 10, это вдохновение. Наверное, так и есть. Секрет в том, что вдохновение приходит как раз во время работы. Поэтому вне зависимости от настроения я сажусь за работу. И в какой-то момент времени вдохновение обязательно настигает и уже не замечаешь как несколько часов провел за работой и оторваться не возможно.

Вдохновение может прийти и на 5 минут, но той информации, которые в эти 5 минут получены, может хватить на месяц работы. Главное поймать этот момент, все успеть записать или сделать эскизы. А потом просто технически воплощать в жизнь.

Так что, залог хорошего проекта — это вдохновение и упорный труд.

Как много должен перепробовать художник, чтобы оставаться в наше время наплаву, при этом позволяя себе творить, давать волю мыслям и рукам, а не только воплощать в реальность чьи-то заказы? У Вас это получается? Или может быть, все наоборот, клиенты вдохновляют на работу и без них никуда?

Это очень интересный вопрос. Для себя я знаю, что многие клиенты действительно вдохновляют меня на работу. Для меня важен клиент, я его люблю и старюсь для него как могу. Это происходит в 70% случаев. Думаю, что мне везет с клиентами и я стараюсь им отдать по максимуму. Да, я скорее клиентоориентированный. Есть и просто заказы ради денег, они могут быть тоже интересными или не очень, но вообще можно было бы их и не делать. Их я стараюсь сводить к минимуму. Клиента тоже надо выбирать.

Что касается своих идей и проектов, то тут по-разному. Если очень яркая идея в голове, то я готов отодвигать коммерческие проекты, чтобы ее реализовать. Просто сажусь и рисую свою картину, потому что мне надо. Но в основном это все идет параллельно. Я переключаюсь между разными проектами клиентов и своими работами. Это только вопрос организации рабочего времени, а над этим я постоянно работаю. Так что, я не устаю и меня не напрягает, что я делаю чьи то заказы, ведь я успеваю делать и свои.

А вообще, свободные художники бываю разными. Для кого-то нужен клиент, а для кого-то нет. Кто-то и сам горазд делать проекты, заниматься их продвижением и продажей. Для меня сейчас важен клиент, но возможно в будущем баланс может пойти в сторону собственных творческих проектов. Эти мысли, конечно, не дают покоя.

Как часто менялось понимание того, кем хочется стать?

Оно постоянно меняется, но главное надо определиться с направлением. Я считаю, что мне это удалось. Я выбрал направления и двигаюсь в нем. Когда-то я хотел просто работать в фотошопе и получать за это деньги ). Я даже не знал как называется эта профессия. Потом я хотел быть дизайнером, потом увлекался иллюстрацией и поиском своего стиля. Сейчас мысли идут к тому, чтобы делать свои проекты и выступать больше в качестве художника. А иногда вдруг начинает интересовать веб дизайн, ведь там сейчас так много интересного происходит ). Так что, понимание постоянно меняется, но общее направление сохраняется. И в результате, я двигаюсь в сторону реализации всего, что мне хочется. Например, создание своего проекта влечет за собой реализацию сразу по нескольким направлением, поэтому это более интересная задача, и ее выполнение приводит в новое состояние. Это процесс от цели к новой цели. Тут нет карьерного вертикального роста в общепринятом понимании. Тут скорее речь о росте внутреннем, который неизбежно приводит к новому внешнему состоянию. И оно не обязательно связано с получением новой заработной платы и к новому социальному пакету, как в карьерном росте ).

Кем хотелось Вам стать в детстве, «когда вырастешь», кем хочется стать теперь? Вы уже «выросли» или все еще только начинается?

Честно говоря, я не помню кем я хотел стать в детстве. У меня вроде не было яркой идеи на этот счет. Помню, что всегда был чем-то увлечен. Рисование, музыка, спорт, склеивание поделок из картона, авиамоделирование и так далее. Я не думал о профессии, да и ее на самом деле тогда даже не было. Помню что лет в 15 я понял, что раз на работу люди тратят по 8 часов в день, то моя профессия должна быть мне очень интересной и творческой. Вот и вся мечта. Ведь в СССР ни художник, ни музыкант вобщем профессией не считалось. Так что было просто общее понимание, а профессия появилась позже. Прежде всего потому, что она просто появилась на рынке. Я узнал о профессии дизайнера уже после 23 лет.

Сейчас мне 37. Кажется, что я вырос, есть семья и ребенок и многие к этому возрасту уже становятся условно говоря «сытыми». Но я живу с ощущением, что только все начинается и в голове масса идей требующих воплощения.

Мир сейчас переполнен возможностями как никогда раньше в истории человечества. Мы стоим на пороге новых открытий и, конечно, все только начинается, именно сейчас в 2015 году и так далее каждый следующий день жизни.

Как вы относились к работе в первые годы, как относитесь сейчас. Что важно было тогда, что сегодня?

Все-таки раньше, в силу разных стереотипов, в основном навязанных мне из советского прошлого, я относился к работе, как к работе. Т.е. работа – это тяжелый ежедневный труд, два выходных в неделю и отпуск пару раз в год. Я жил в этой модели и начинал работать дизайнером в этой модели. Думаю, что это меня дисциплинировало в начале и дало много навыков.

Но со временем я понял, что модель работы может быть любой. Ее нужно придумать самому и следовать ей. Важные изменения произошли во мне с переходом на фриланс в 2008 году. Сейчас для меня работа это очень хорошо, это даже лучше чем праздник. Я не жду выходных или отпуска, хотя могу сделать их себе в любой момент. Я сделал для себя удобный распорядок работы и отдыха на каждый день. Теперь каждый день несет мне радость.

Главное отличие. Наверное, раньше было важно быть как все. Следовать определенным устоям в обществе и понятиям успеха. Я не был сильно подвержен этой болезни, но все-таки это было. Я думал о карьере в привычном понимании этого слова. Сейчас я двигаюсь в противоположную сторону. Я слушаю больше себя и двигаюсь в нужном мне направлении. Это может не укладываться в понятие успеха в обще принятом понимании, но для меня это успех.

Часто ли приходится принимать участие в авантюрах, чтобы открыть в себе способность творить в новой области? Какое необычное предложение хотелось бы вам услышать сейчас?

Да в общем постоянно. Каждый заказ, каждый проект, это в какой то степени авантюра. Ведь в сфере дизайна клиенты не хотят следовать тому, что сделано раньше, всем подавай что-то новое. Поэтому мозги кипят каждый день. Плюс к этому, свои идеи не дают покоя. А четырехлетний ребенок в семье, у которого шило в одном месте, это знаете какая авантюра? Так что, скучать не приходится и выходить из зоны комфорта нужно постоянно.

А необычное предложение, хотелось бы услышать то, к которому я готов. Какое именно, не знаю, но если оно появится, я пойму.

Есть ли у вас правила по работе с клиентами? С кем вы работаете охотно, с кем предпочитаете не иметь дела?

Если я взял заказ, то делаю его с одинаковой отдачей не зависимо от бюджета и размера компании. Обычно прошу выслать задание сразу. Из него я понимаю смогу ли я порадовать клиента своей работой для него? Могу отказаться из этических соображений, могу отказаться если не понравился клиент в общении. Но на самом деле, подавляющее большинство моих клиентов очень интересные люди. У них интересные проекты, за которые я с удовольствием берусь. Так что, тут жаловаться не приходится, работаю практически со всеми без особых правил и ограничений.

Каким вы видите идеальный сайт-портфолио для художника?

Я думаю, что он должен быть прежде всего понятным по навигации и по содержанию. Иногда попадаю на сайты художников, на которых вообще ничего не понятно. Их надо разгадывать как ребус, тыкать в экран искать меню. Это не для меня, ухожу мгновенно. Надо понимать для кого сделан сайт. А сайт сделан для обычных пользователей, может потенциальных клиентов, а может просто человек пришел картинки посмотреть. Я думаю о нем. Ему это должно быть удобно и понятно. Если сайт удобный, технологичный и еще выглядит круто, плюс есть необычные, но удобные приемы в навигации, фишки в оформлении, то это просто отлично.

Есть ли желание со временем уехать из мегаполиса куда-нибудь в тихий уголок и творить там?

Да, иногда такие мысли возникают. Даже были попытки. Жили всей семьей на даче несколько месяцев, уезжали на пару месяцев к морю в Испанию. Это все интересный опыт, но что касается творчества, то почему-то для меня предпочтительнее мегаполис. Мне нравится эта энергия и драйв города. Большое количество событий и мероприятий меня вдохновляют. Так что, я не спешу уехать в тихое место. Может быть иногда и скорее для получения нового опыта, а не для побега из мегаполиса.

Вам нравится обучать других?

К сожалению, у меня небольшой опыт в этом. Но недавно меня приглашали в британскую школу дизайна на день карьеры. Я там выступал с 1,5 часовой лекцией на тему фриланса. И мне очень понравился такой опыт. Я почувствовал заинтересованность людей. Делиться знаниями оказалось очень интересно. Надеюсь продолжать и уделять этому больше времени в будущем. От части именно поэтому начал вести и свой блог.

Есть ли желание делиться с желающими тем, что узнал, или наоборот, хочется держать это в секрете?

Держать в секрете вообще ничего не хочется. Как только узнаю новые фишки или получаю новые знания, то хочется ими поделится с другими и при возможности я это делаю.

Есть ли у вас особые способы борьбы с ленью? Часто ли она проявляется? Трудно ли поддерживать креативность на уровне постоянно?

Я как-то немного изучал эту тему. Нет никакой лени. Есть отсутствие интереса. Если нет интереса, то можно найти много причин, что бы не делать то или иное дело. Можно сказать, что мне лень. Но нужно просто немного напрячься, найти интерес и работа пойдет полным ходом.

Поэтому, я прежде всего стараюсь поддерживать интерес к проекту, к работе, к творчеству. Постоянно подпитываю себя новыми идеями. А когда есть идеи, то есть и желание скорее их воплотить в жизнь, применить в работе. Какая тут лень… Может быть, например, усталость. Но для этого нужно всего лишь переключиться и увлечься другим делом, отличным от работы. У меня это семья, спорт, да просто уборка дома, поход в кино или на концерт, встреча с друзьями.

Так что важно, поддерживать интерес к разным делам и двигаться в направлении своего интереса. В 6-00 утра я могу вставать только если на это есть очень важная и интересная причина. Если ее нет, то я ее придумываю, планирую. Покупаю билет на концерт заранее, чтобы следующий день ждать с нетерпением. Планирую интересную работу, чтобы скорее к ней приступить. Уверен, каждый может спланировать свой день очень интересно и забыть про лень вообще. Лени нет.

Александр Тяпочкин aka Alex Sander | illustrilla

Что для вас успех?

Состояние счастья. Его нелегко достичь, особенно в большом городе. Наверное, это баланс между внутренним и внешним. Когда в этом есть гармония, я чувствую, что счастлив, а значит успешен.

Есть внутренние потребности. Они разные. Когда я успеваю во всех сферах жизни и поддерживаю в них баланс, то приближаюсь к успеху в своем понимании. Если какая-то сфера жизни начинает перекашиваться, то и успех уходит. Это постоянная работа над балансом.

Например, человек может быть супер успешным в бизнесе и его доход очень высок. Но он потерял здоровье, нет времени на семью и хобби. Но он богат и его считают успешным. По-моему, это далеко не так.

Например, я планирую свой день так, чтобы успеть уделить время своей работе, здоровью, семье и отдыху. Если в течении дня успеть все, то вечером есть приятное чувство удовлетворенности. В моем понимании успеха важен баланс. И успех это не конечная точка, это путь.

Ищите успех в себе и не следуйте стереотипам. Для каждого успех это очень субъективное понятие.

По каким критериям вы оцениваете свои работы и как объясняете клиентам их стоимость?

Стоимость я не объясняю. Просто ее называю в дополнение к рассказу о том, что собираюсь сделать. Обычно этого хватает. Если человек считает, что это очень дорого, он просто не будет работать. Таких меньшинство. Обычно все адекватно общаются. При необходимости, я готов работать в рамках существующего бюджета, может даже небольшого. Так что вопросы с оценкой обычно открыто обсуждаются и при необходимости корректируются в любую сторону, я в этом плане гибок. Но за копейки или бесплатно работать не буду.

Свои работы мне оценить объективно сложно. Я могу оценить их лишь с точки зрения того, что я задумал, и что получилось в итоге. Чем это ближе, тем для меня кажется, что работа сделана лучше. Но если смотреть со стороны зрителя, то все иначе. Работы, которые мне самому кажутся не удавшимися, могут вызывать интерес у зрителя. Все это я понимаю. Поэтому любой работе даю право на существование, а дальше зритель рассудит.

Должен ли иллюстратор (художник) иметь своего агента для представления клиентам и общения с ними? Если так, какие плюсы и минусы вы ведите в такой модели?

Агент это отлично. Это вообще очень хорошая схема. В России это пока совсем не развито. Преимущество в том, что агент занимается не только поиском заказов, но и рекламой художника, его продвижением и поддерживает его актуальность. Сам художник, может больше сосредоточится на своей работе над проектом. Агент получает свои проценты, художник свои. Все довольны и это идеальная ситуация. Но минус может быть в том, что при конфликте агент может уйти со всеми клиентами. Художнику придется не сладко. В целом есть зависимость от агента, его активности, и появляется промежуточное звено между клиентом и исполнителем, что всегда усложняет работу.

Работать на прямую с клиентами по своему тоже интересно, так как общаешься непосредственно с заказчиком. Лучше и быстрее понимаешь, что он хочет. Нет посредников в работе. Проекты проходят очень быстро. Но приходится тратить время на свое продвижение и развитие, хотя для меня это тоже очень интересный и творческий процесс.

К сожалению, я с агентами не работал. Но, думаю, иметь личного агента было бы здорово, при условии хороших доверительных отношений. Но, тут всегда есть риски.

Есть ли у вас советы по выработке собственного стиля в иллюстрации?

Да надо просто оставаться собой. Можно поначалу копировать и подражать, чтобы развить навыки. Но надо не забывать про себя, всегда слышать свои желаний и устремления, следовать им. Стиль сам быстро проявится. И много практики, конечно, нужно. Постоянная работа даже в отсутствии четкой идеи. Регулярность, хотя бы по часу в день. И не слушать посторонних, делать так, как нравится и как удобно. Главное, чтобы от этого было удовольствие и все придет.

Александр Тяпочкин aka Alex Sander | illustrilla

Назовите три причины, почему не стоит впутываться в иллюстраторство и дизайн?

Есть одна важная причина. Не стоит туда идти если нет к этому интереса. Сейчас это стало модным. Люди идут учиться на дизайнера, потому что это модно. Но так это не работает. Я начинал, когда даже слова такого не знал, но мне было интересно.

Вот раньше было модно учится на экономистов и юристов. Многие мои друзья потом переучивались или не нашли счастье в профессии, следовав моде, а не себе.

Если не хотите посвятить этому жизнь, то, наверное, не стоит начинать. Это касается любой профессии.

А так же три причины, почему это обязательно стоит попробовать, если есть предрасположенность?

Соответственно пробовать нужно если есть желание. Я не особо верю в предрасположенность. Всему можно научится. Все мы слушали истории как гениальных актёров даже не принимали на обучение, они не проходили вступительный экзамен. Но вопреки всему они становились успешными. Так что, по-моему главное, иметь внутреннее желание и следовать ему постоянно.

И лучше пожалеть о том, что сделал, чем о том, что не сделал. Когда-то эти слова мне очень помогли сделать выбор.

Ваши любимые художники/режиссеры/музыканты или просто люди, заряжающие ваше воображение на создание новых работ?

Я не могу назвать имен. Они стали очень быстро меняться. Каждый день я вижу что-то новое и это меня поражает. Поток информации огромен. Я каждый день просматриваю сайты о дизайне, иллюстрации и арте, и это меня вдохновляет. Я даже перестал запоминать имена. Мне просто это все нравится. Это бесконечное движение и водоворот. Классику я тоже люблю и в музыке и в искусстве. Но тут ничего особенного, все общеизвестные имена. Но сейчас мне интересны современные тенденции, а имена в них меняются быстро.

Задайте нашим читателям задачу. Что-то нарисовать, о чем-то подумать, или просто сделать что-то приятное. Это действие должно поспособствовать борьбе с ленью или, может быть, придать смелости в творчестве.

Мне очень понравился вопрос про лень. Попробуем с ней побороться и посмотреть, к чему это может привести и как изменит ваши привычные дни.

Итак, предлагаю. Попробуйте на ближайшую неделю, на все 7 дней, на каждый день в отдельности придумать, что-то очень интересное и вдохновляющее. То, что заставит вас ждать день с нетерпением. Проснуться с утра пораньше и начать поскорее свои дела, приближаясь к самому интересному.

Какие это могут быт дела? Каждый решит для себя. Можно договорится о встречи с другом, в другой день купить билеты на интересный фильм и прожить день в ожидании интересного вечера, назначить свидание. Сделать что-то, что давно планировали, но откладывали. Посвятить один вечер любимому хобби. В выходной можно поехать всей семьей или друзьями на выставку или полностью посвятить день себе любимому и так далее. Только это должны быть очень интересные дела, чтобы не было не малейшего желания их пропускать. Наоборот, они должны заряжать на действие. Вот и посмотрим, что будет происходить с ленью.

Если этот эксперимент понравится, то можно не останавливаться. Дальше попробовать планировать в день уже 2 любимых дела и больше. И не ограничиваться неделей. И вы поймете, что нет никакой лени, есть отсутствие интереса. А интерес можно пробудить в себе.

Ресурсы:
www.AlexSander.pro — иллюстрации

www.livemaster.ru/cgart — картины

www.cgart.ru — графический дизайн

www.flickr.com/photos/tyapochkin/ — фото процесса работы

www.alexsanderblog.com — блог