Сергей Николаев - художник и иллюстратор из Москвы

Сергей Николаев — художник и иллюстратор из Москвы | Интервью

Сергей Николаев — художник и иллюстратор, сотрудничающий со множеством рекламных агенств и журналов. Среди его партнеров: издательство «Манн, Иванов и Фербер», иллюстраторское агентство Bang! Bang!, журнал GQ, FGS Kommunikation, маркетинговое агентство Action, журнал Здоровье, Snob.ru, журнал Артхроника, журнал Yoga Journal, журнал Simple, издательство Эксмо, и др. На данный момент Сергей живет и работает в Москве. Он продолжает заниматься иллюстрациями, пишет картины и создает коллажи.

Сергей поведал нам немного о непростом пути, приведшем его к профессии иллюстратора, о настоящем успехе для художника и просто человека, такого как он, а также о тонкостях работы с заказчиками и других интересностях.

Расскажите немного о себе, об образовании и когда вы поняли, что рисование для вас нечто большее, чем просто хобби?
В детстве любил рисовать ковбоев, индейцев и прочих сорвиголов. Это была такая реакция на любимые мной приключенческие книги. Тогда мама отвела меня в школу искусств на отделение рисования. Так что это скорее мама решила за меня что это не хобби. В нашем маленьком городке это было чуть ли не единственное полезное развлечение для ребенка. Мне понравилось, и я проводил там все свободное время. После школы поступил в Новгородский Университет на специальность преподаватель ИЗО, проще говоря — учитель рисования. Хотя, честно говоря, никогда не планировал быть учителем. Мне тогда казалось, что зарабатывать рисованием в нашей стране не реально. После вуза чем я только не занимался. Сменил кучу разнопрофильных работ, даже кровельщиком был, тогда в начале 2000-х с работой было напряженнее, чем сейчас. Промаялся так полтора года, пока наконец не освоил компьютер и не стал работать графическим дизайнером. Понемногу начал применял навыки рисования в своей работе: в одном буклете что-то нарисуешь, в другом каталоге что-то подрисуешь, так все и началось. Со временем стали появляться заказы со стороны.

Если говорить о вдохновении, то являются ли иллюстрации для вас источником идей, приходят ли идеи из других областей, или что-то посередине?
Я часто восхищаюсь чужими иллюстрациями, фотографиями, или анимацией например. Наверное понравившиеся работы оставляют свой след и могут являться источником идей. Но скорее всего это некая сублимация из разных образов.

Следите ли вы за веяниями в иллюстрации?
Я рассматриваю много иллюстраций на разных сайтах, например на Behance. Но, не думаю, что стоит уделять особое внимание веяниям или моде. Если популярен 3D рисунок, это не значит, что всем срочно нужно осваивать эту технику. Важна самобытность. Хотя учиться чему-то у других художников —  это не плохо.

Какие вы используете материалы и краски?
Рисую в фотошопе, иногда в иллюстраторе. Предварительный эскиз делаю в скетчбуке.

Появляются ли мысли перенаправить усилия больше в обучение новичков, либо в управление коллективом в какой-нибудь крутой фирме, может быть организовать свою? Есть ли зуд, требующий поделиться с желающими тем, что узнал, или наоборот, хочется дердать это в секрете?
Нет. Я интроверт. Был период, я преподавал рисование в школе. Это был ужас. Хотя, возможно со взрослыми людьми все было бы по другому.

Не было ли у вас идей переместить героев ваших картин в реальный мир в виде кукол, как сейчас это не редко встречается?
Не знаком с этой кухней, поэтому не думал об этом серьезно. Но, это был бы интересный опыт.

Есть ли желание со временем уехать из мегаполиса куда-нибудь в тихий уголок и творить там?
К сожалению, у нас в стране любой тихий уголок подразумевает отсутствие интернета и элементарной инфраструктуры. Я про деревню говорю. А без интернета современному иллюстратору будет невозможно работать. Так что пока нет.

Каким вы видите идеальный сайт-портфолио для художника?
Чем проще, тем лучше. Когда-то давно друг сделал мне сайт на платформе Indexhibit. Тогда он мне казался идеальным. Сейчас я хочу что-то еще проще.

Есть ли у вас правила по работе с клиентами? С кем вы работаете охотно, с кем предпочитаете не иметь дела?
Каких-то особых правил нет, хотя приятно когда клиент оказывается с тобой на одной волне. Проще работать с профессионалами. Я говорю о рекламных агентствах или журналах. Они, как правило, знают чего хотят, четко ставят задачу и не просят нарисовать в каком-то другом, не свойственном мне, стиле.

По каким критериям вы оцениваете свои работы и как объясняете клиентам стоимость той или иной своей картины?
Принято считать — чем больше размер иллюстрации, тем дороже она стоит, хотя на самом деле большой банер с одним персонажем нарисовать проще, чем маленькую картинку с множеством деталей. Есть и другие критерии, например иллюстрация для рекламы стоит больше, чем для журнала. Создание иллюстраций для журналов — это скорее ради кармы, а не ради заработка. Журналы, как правило, не очень богатые.

Должен ли иллюстратор (художник) иметь своего агента для представления клиентам и общения с ними? Если так, какие плюсы и минусы вы ведите в такой модели?
Иметь агента не обязательно если вы сами успешно находите себе заказы. Но чаще художники совмещают, ищут заказы сами и пользуются услугами агента. В услугах агента есть свои минусы и плюсы. Основной минус это конечно то, что до иллюстратора будет доходить меньше денег, чем если бы он работал напрямую с клиентом. Плюс в том что агент будет занят поиском заказов подходящих именно вам, и у вас будет больше времени на работу.

Как вы считаете переход иллюстрации в цифровое пространство приносит больше плюсов или минусов? Стоит ли вообще переживать по этому поводу?
Мы живем в цифровой век. Стоит ли переживать из-за этого? Или стоит принять прогресс как он есть? Кино раньше тоже снимали только на пленку и только в «живых» декорациях, Сейчас все снимают на цифровую камеру, а хромакей заменяет декорации. Преимущество цифровой иллюстрации в том, что художник может оперативно внести любые изменения по желанию клиента. Конечно, если вы нарисовали иллюстрацию акварелью и вам пишут, «все ок, но замените красное платье на синие джинсы и пришлите в течении получаса», это может вызвать некий дискомфорт. Но, думаю не стоит переживать по поводу смерти «аналогового» рисунка, театр же не умер после появления кино и ТВ.

Назовите три причины, почему не стоит впутываться в иллюстраторство?
Нестабильный заработок. Вообще, нужно понимать, что иллюстрация не является чем-то стратегически важным, это не хлеб. И быть готовым психологически, что не всегда будет спрос на вашу работу. Придется рисовать каждый день. Подумайте, оно вам точно надо?

А так же три причины, почему это обязательно стоит попробовать, если есть предрасположенность?
Если в любой непонятной ситуации вы рисуете. Возможность работать дома, или на Бали, а не ходить в душный офис. Возможность развиваться внутри профессии.

Ваши любимые художники/режжисеры/музыканты или просто люди, заряжающие ваше воображение на создание новых работ?
Полтора года назад я был в Париже и посетил музей Орсе, это был настоящий культурный шок. Видеть Ван Гога, Моне, Ренуара в живую, а не на репродукциях невероятно круто, энергетика сбивает с ног.
У меня много любимых художников режиссеров, и тд. Если их всех перечислять, то получится каталог, а не интервью. Постараюсь назвать основных: Пикассо, в кино — братья  Коены, в анимации — Миядзаки.

Что для вас успех?
Возможность рисовать что-то действительно ценное и запоминающееся, что останется на долго.

Веб-сайт: www.sergeynikolaev.com